ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ
Глава пятая. Город потерянных колпаков (дороги и машины).  

На удивление машины здесь покрыты тонким слоем пыли. Они не грязные, так слегка в пыли, но на цвете металлик это очень заметно. Сейчас в Австралии засуха – введен water restriction (ограничения на потребление воды) – люди стараются меньше пользоваться водой. Самые же чистые машины – грузовики, они просто сияют. Ездят здесь такие монстры весом в пятьдесят, семьдесят, девяносто тонн – в Австралии нет ограничения на вес машины. Едет такой мастодонт и весь светиться как зеркало – большинство металлических частей машины хромированные, даже диски и выхлопные трубы хромированы у всех грузовиков. Я так понимаю грузовики не выходят в рейс без помывки, потому что на них ни пылинки, в отличие от легковых. Разнообразие легковых машин впечатляет – в России только пятнадцать лет назад стали появляться иномарки, и в основном это утилитарные седаны и универсалы. Здесь мы видим каждый день такое разнообразие и смешение эпох и стилей… Родстеры – низкие двухместные машинки, с мощным двигателем, в основном без верха, в которых сидят ну очень низко – и пятидесятилетней давности, ну и современные конечно. По России на таких не погоняешь – дорожный просвет – сантиметров 8-10… Каждый день видим Феррари, Мазератти, Ламборджини и прочие четырехколесные монстры итальянских автоателье, стоимостью в 200-300 тысяч долларов. Встречаются вообще древние машины – выпущенные до второй мировой, и несколько раз видели динозавров с годом выпуска явно до первой мировой, со спицами в колесах. Но все старинные машины ухожены, без ржавчины и побитостей кузова, это не те раритеты которые кое где остались в российских деревнях для перевозки сена и навоза, а хорошо сохраненные или отреставрированные. А самое невероятное, что я здесь видел – наша Нива, только с правым рулем. Зато ни разу не видел китайских машин. Похоже китайский автопром еще не дотянул свои щупальца до Австралии.
Я тут узнал кошмарную новость для меня – никто из водителей не возит не только ремонтных ключей, но и запаску и даже насос. Уму не постижимо для россиянина! На всех заправках есть бесплатные компрессоры с цифровым табло, указывающим – сколько атмосфер ты хочешь накачать в шину. Подсоединяешь длинный шланг к ниппелю, выставляешь давление, жмешь кнопку – 5-7 секунд и колесо накачано до нужного давления. Удобно, проезжаешь на велосипеде мимо заправки, заехал – минута делов – и колеса подкачены. Только при проколе колеса (что уже было, причем прокалывал колючками) надо пешком тащиться на заправку. В случае же поломки – как мужчины, так и женщины используют только одну методику – звонят по сотовому в службу сервиса.
Но это в городе. Машины из аутбэка (пустынной местности – все, что за пределами города) видно издалека. Это обычно широченная и длиннющая (даже рука не поднимается назвать легковушкой) легковушка с одним рядом сидений, за которым огромный кузов без верха. Такую легко представить если увеличить российский «Пирожок» в полтора раза в длину и ширину, с огромных размеров решеткой перед радиатором – в простонародье «кенгурятник». Только здесь я понял значение этого слова – кенгуру в прыжке без напряга летят за десять метров. Выпрыгнет такой «кузнечик» весом в пол центнера на дорогу перед машиной и свободно пробьет не только ветровое но и заднее стекло, конечно вместе с пассажирами. Одно спасение – кенгурятник. Только если в России это пижонистый наворот, здесь – необходимая и функциональная вещь, кстати, сильно отличающаяся от российских. Другое отличие – на аутбэчных машинах два антенных штыря, толщиной в руку и высотой 2,5-3 метра. Если что случиться в аутбэке, помощь только по радио можно получить, «сотовые» блага цивилизации не распространяются на безлюдную местность.
Вообще австралийцы предпочитают машины с моторами в три – четыре литра. Форд-фокус в России в основном 1,4 – 1,6 литра, здесь таких вообще нет, есть тот же Фокус с двухлитровым и 2,5 литровым двигателем. О двигателях в полтора литра австралийцы выставляют кулак, рассматривают его и с презрением спрашивают – как с таким мотором можно вообще ездить.
Бензин (на февраль 2008 года) стоит от 1,24 за литр до 1,49. Бензин здесь только одной марки, я даже не знаю октанового числа, просто написано «газолайн». Цена самая низкая во вторник затем растет к уикенду и в воскресенье вечером начинает снижаться. На всех заправках продают газ цена – 64 – 72 цента за литр. Кстати государство стимулирует переход машин на газ – ставишь газовое оборудование – государство выплачивает 2000 долларов. А за установку можно заплатить 1400-1600 долларов. Т.е. получаешь еще и премиальные, но только один раз в жизни имеешь право на такой бонус, но все равно приятно.
Среди машин выделяются широкие и длинные американские Шевроле и Кадиллаки шестидесятых годов прошлого века, особенно розовые кабриолеты с блондинками в розовых же одеждах «а-ля Барби». Часто встречаются спортивные БМВ, Порше, Мазды, Тойоты и прочие низкие и пижонистые авто. Интересны автобусы, ну то, что в них постоянно включен кондиционер, можно догадаться. А вот то, что автобус на остановках приседает на одну сторону, я о таком не слыхивал. Здесь это сделано для удобства входящих – выходящих пассажиров, ниже к земле подножка становиться. Я не видел еще, во что одеты водители автобусов (пока не приходилось пользоваться автобусом), но трамваев видел – форма своеобразна – шорты, крепкие ботинки, белые гольфы. Прямо шотландский волынщик. Кстати водители выходят помочь инвалидам заехать-выехать из автобуса, раскладывают специальный пандус. Автобусы (городские, маршрутные) длиннее российских, но разворачиваются почти на месте – у них колесная база меньше, а передний и задний свесы значительно больше (сугробов и ям в грязи нет). Едет такой вагон, вдруг вж-ж-жик и развернулся как легковушка.
О дорогах – самое главное – дороги чистые. Я сначала удивлялся – машин полно, значит и грязи должно быть достаточно. А потом увидел как чистят дороги – ездят и большие как Камаз и маленькие машинки со щетками (только в России они грязь на край дороги сметают, до первого грузовика, который и колесами и турбулентными вихрями опять все раскидает во все стороны), щетки грязь и мусор только отрывают от асфальта, а дальше работает огромный пылесос, во весь кузов машины… После такой уборки дорога чистая не одну неделю.
Если посмотреть на Аделаиду сверху, кажется, что на нее наброшена сеть прямых широких дорог. Я бы назвал их автострадами, пересекающими город с севера на юг и запада на восток. Они режут город на довольно аккуратные квадраты со стороной около полутора километров. По ним и осуществляется все основное автомобильное движение, вдоль них и расположены различные конторы, отделения банков, больницы, автозаправки, магазины, закусочные... Они то и загружены утром, когда весь чиновничий транспорт устремляется в Сити, на работу, и вечером, когда все едут по домам. Внутри же квадратов царит провинциальная тишина, только дома и сады, поют птицы, люди выращивают пальмы и бананы. Иногда между домами встречаются парки, спортплощадки или школы, которые мало чем отличаются от парков, как по площади, так и по количеству зелени. С названием улиц существует интересная путаница – все улицы, пересекающие Сити, по одну сторону от центра имеют одно название, по другую другое. Поясню – центром Сити является площадь королевы Виктории, к ней выходят две улицы, пересекающиеся и образующие в пересечении саму площадь. Вот этот крест из двух улиц и является делителем названий всех других улиц. А для них делителем является площадь. Весьма запутанно для постороннего. Едешь – едешь по одной улице, вдруг она меняет название. С названиями улиц не только Сити но и всего города тоже путаница. Много улиц имеющих одно название, но расположенных в разных районах. Я специально взял Директорию и подсчитал сейчас, улиц с названием East аж сорок восемь, Elizabeth – сорок две, George – сорок восемь. Причем в одном районе может быть две или больше улицы с одним названием, одна, например - после названия называется street, другая avenue, или road. Мы уже так путались - зная название, нашли в Директории улицу. А то, что рядом с ней может быть другая, с таким же названием, но не street, а terrace мы и подумать не могли. Ладно хоть районы не имеют одинаковых названий. Кстати – при обмене адресами называют не только улицу, но и район обязательно.
О разметке дорог – разметка есть на всех дорогах, в жилом районе по дороге в день три с половиной машины может проезжает, а разметка есть. Причем не только краской на асфальте, а к асфальту приклеены либо металлические, либо стеклянные усеченные пирамидки, отражающие свет, так, что ночью если и не увидишь (ярко светящуюся в свете фар разметку), что пересек соседнюю полосу, то почувствуешь колесом, как наехал на такой разделитель. На каждом перекрестке стоит знак, напоминающий, что вы в стране с левосторонним движением. В местах представляющих опасность (перекрестки, мосты, школы…) бордюры обработаны специальной светоотражающей краской и на столбиках светоотражающие значки, так что ночью, в свете фар такие места невозможно не заметить.
В нашем районе недавно меняли дорожное покрытие, меняли в прямом смысле. Сначала машина фрезерует старое покрытие – снимает слой в 4-5 см. После этой операции дорога становиться в микронеровностях. Новый асфальт (наверное, приготовленный из старого, отфрезерованного) ложиться до того же уровня на каком был и старый асфальт. Не надо поднимать крышки люков (здесь тоже есть люки в асфальте, но они на одном уровне с дорогой, даже для велосипеда почти незаметны), не надо менять бордюры (как в России - старые бордюры остаются ниже уровня асфальта)… Это наверно все-таки от англичан – педантичность во всем, чтобы потом не переделывать. В последние год-два Путин постоянно трубил о безопасности дорог (35000 человек только гибнет в России), здесь же сделана простая вещь – на перекрестке зажигается красный свет, но зеленый (другим машинам) загорается только через несколько секунд. В течение трех-пяти секунд перекресток свободен – чтобы потом, как в России, не выходили джигиты из разбитых машин, и не объясняли, что «тоже ехали на желтый». ТРИ СЕКУНДЫ – а количество сохраненных жизней и машин… И никто об этом не кричит. Сделали и сохраняют жизни. А кричать можно сколько угодно (вот мы какие - заботливые), набирая голоса избирателей. Я удивляюсь, как местные дороги выдерживают стотонные грузовики, но в целом дороги хорошие, без выбоин. Хотя в самом центре (на площади королевы Виктории), на автобусной остановке, от колес автобусов в одном месте асфальт поплыл – довольно крупная волна на дороге – и никому нет дела (может жара мешает задуматься).
Еще одна интересная деталь – во всех местах, где человеку необходимо сойти на проезжую часть, сделаны пологие съезды, может для инвалидов, может для велосипедистов или мамаш с колясками, а скорее всего для удобства всех. Бывает, едешь на велосипеде по тротуару и не надо прыгать с бордюра, или запрыгивать на бордюр – съехал-заехал аккуратненько. Мы тут разжились халявской мебелью недалеко от дома (2 км). Взяли тележку в супермаркете, нагрузили ее и перевезли мебель, пересекая бордюры по съездам (без съездов мы бы хапнули горя).
О водителях – здесь они вежливые (хотел написать в сравнении – вежливее, но рука не поднимается сравнивать). Никто не сигналит, наверно понимают, что всякое бывает – если машина встала не в свой ряд, все сзади стоящие будут стоять и ждать, если на светофоре девочка красит ногти и не заметила зеленый свет – опять стоят и ждут. Велосипед не подрезают и уступают дорогу, даже если у машины приоритет. Я сначала, по российской разгильдяйской привычке, пробовал проехать «на красный» или свернуть где не положено – вот тогда начинают сигналить, быстро меня воспитали. Так что теперь на светофоре стоим «на красный», даже если никто и не мешает ехать. Хоть водители и вежливые, но битые машины встречаются. Я спрашивал нескольких человек, все повредили машины на стоянках – места мало, а машины большие, при маневрировании и происходят наезды.
На днях пришло письмо (срочно! и конфиденциально!) трясущимися руками открываем, а там муниципалитет района предлагает нарисовать краской полосу на проезжей части, для выделения велодорожки.
Для велосипедов в одну сторону, к морю, есть полосы, в другую, к Сити, есть полосы, а как раз в нашем районе нет…. Конверт толстенький: - брошюра о пользе велосипеда; - несколько листов с описанием, где будет выделена полоса, с разъяснением для чего это делается; - опросный лист с просьбой написать свои пожелания или протесты об обустройстве велодорожек.. Мы с Никитой возвращаясь с купания на океане прикинули длину этой дорожки – около двух километров. Бумаги и конвертов муниципалитет перевел больше – демократия - оказывается, чтобы потом люди не возмущались, что их мнения никто не спросил...
В течении недели пописывал про машины и дороги, и вот скоропостижно, “не жданно не гаданно”, купил первый наш автомобиль здесь. Сегодня понедельник 17 марта, а в пятницу, в школе сказали, что одна воспитательница в детском саду, при школе, срочно продает автомобиль. Пошел, посмотрел, конечно не то о чем мечтал (Мицубиши Кольт новый и с газовым оборудованием), но близко к этому. Хендай – Ексел- 1988 года и бензиновый. Как Жигули девятой модели – один к одному, только руль справа, а скорости переключать левой рукой. Хотел купить машину в пятницу (уж очень цена понравилась - $800), но хозяйке было некогда, пришлось отложить на понедельник. Сегодня утром встретились с ней, поехали в офис оформления автомобильных документов. На входе стоит компьютер – нажали на экране кнопочку - по какому делу мы пришли – из компьютера выполз чек с нашим номером. В большом холле стоят около сорока стульев, на них сидят ждущие очереди. Рядом, как в банке, окошки с чиновниками. Посидели минут десять, подождали, посмотрели плазменный телевизор с диагональю более метра. Компьютерный голос вызывает номера очередников и номер окошечка. Вот и наша очередь, подошли, объяснили, чего мы хотим. Женщина – офицер дала заполнить нам бланк, заполнили в шесть секунд (фамилия, имя и домашний адрес). Офицер сверила, в доказательство моего домашнего адреса попросила какой-нибудь конверт, где есть мое имя и адрес, у меня такового не оказалось с собой. Она выдала мне бумажку в доказательство, что я владелец автомобиля и все. Мне теперь надо прийти опять в этот или другой такой же департамент, показать конверт с адресом, паспорт (так как я не гражданин Австралии) и я буду занесен в базу данных с моим авто. Все удовольствие $29.
Сейчас ехал за Никитой в школу на велосипеде и переживал – как поеду с ручной коробкой слева. Ничего доехал, оказывается и не очень страшно, и скорости нормально переключаются левой рукой. В школе разложили задние сидения, бросили велосипеды и поехали, без всяких обучений на левосторонний трафик. По дороге даже четвертую скорость включал… Во-от теперь мы полноценная австралийская семья – папа, мама, сынок и авто. Кстати все знающие про наш авто, спрашивают про объем двигателя (два литра?), когда я говорю полтора, делают квадратные глаза, а некоторые даже показывают размер такого двигателя – с кулак. Ничего и машина резвая и двигатель не шумит…
Прошла неделя с момента покупки машины – есть что добавить. Еще ни в кого не врезался. Как ни странно к левостороннему движению практически и не пришлось переучиваться после 23 лет правостороннего, только «ручник» дергаю иногда правой рукой и только потом спохватываюсь и ищу слева. Водители те же люди, что и просто жители города – если видят, что тебе необходимо повернуть, или выехать, а поток машин не позволяет, остановятся и с улыбкой пригласят выехать. Ты выезжаешь, а машин сто стоят и ждут. У меня такое было уже два раза за неделю. Но это распространяется только на европейцев. Азиатка за рулем – это что-то!.. Правил не соблюдают совсем, могут ехать и не предупреждая резко повернуть, такое ощущение они не смотрят не только в зеркало заднего вида, но и вперед. И не только на машинах, но и на велосипедах – плевали на красный, на встречный поток, могут поперек потока рвануть, нет не рвануть медленно пересечь восемь полос интенсивного движения, смотря только себе под колеса. Это ужас!!! Одно радует таких немного.
В Аделаиде два автомобильных завода Мицубиши и Холден. Если с Мицубиши все понятно японская фирма, те же машины, что и в России. Холден же – это австралийский завод, производящий (наверно по лицензии) в основном европейские машины, но под австралийской маркой. Например: в Европе – Опель-Астра, здесь Холден-Астра, Опель-Коммодор, здесь Холден-Коммодор. Получается этакая завуалированная показуха – вот и мы не лыком шиты тоже машины делаем, и не хуже других. Если в России иномарка – это звучит гордо (даже на Оку умудряются шильдики от Мерседеса ставить), здесь местная марка – звучит гордо, причем на многих товарах стоит типа клейма с восклицательным знаком – «сделано в Австралии!». Завод Холден вроде и небольшой, всего три тысячи человек, а выпускает более 100 тысяч машин в год и ассортимент огромный. Оказывается на заводе идет только сборка, и то основная масса операций автоматизирована, а поставщики разбросаны по всей Австралии.
Автосалонов по городу очень много, и открытых огороженных площадок, и модерновых сплошь из стекла салонов. Салоны узкой специализации – продают только одну марку, но салонов не просто много – на мой взгляд ну очень много - на полтора миллиона жителей – салонов десятки. Продают все марки – и БМВ, и Ягуары, и Форды, и Судзуки…мы с Никитой случайно проезжали мимо автомагазина старины, зашли, посмотрели – самый старый автомобиль 1912 года, Мерседесы времен Штирлица, Порше двадцатых - семидесятых годов… В выходные автосалоны устраивают что-то вроде распродаж – выгоняют машины на улицу – поближе к проезжей части, навешивают на них воздушные шарики, надутые гелием, делают скидки $182, или $258. Цены на машины приблизительно такие же как в России – в долларах, только в Австралийских, а не американских, как в России. Поэтому с учетом того, что австралийский доллар рубля на полтора-два дешевле (на 20 марта 22.3 рубля- австралийский, 23.6 – американский), получается, что машины процентов на десять дешевле, но не это главное. С учетом местной зарплаты – минимальная зарплата – $535 в неделю, обычная для рабочего не специалиста - $800-1200, работающий человек может себе позволить купить новую машину за пяти - шестимесячную зарплату.
Только здесь все машины праворульные, ни разу не встречал леворульную. По городу часто встречаем на дорогах строительную технику, на колесном ходу. Если в России это передвигающиеся со скоростью 3-7 километров в час черепахи, здесь вроде такие же краны и экскаваторы, но катят в основном потоке машин со скоростью 40-50 км/ч. Даже «БОБКАТЫ» - маленькие трактора, их и в России полно, гоняют по городу как машины.
О номерных знаках – знаки как знаки, только если захочешь, можешь заказать себе любой знак - цвет, сочетание букв или цифр. В моем фотоальбоме есть фото рекламного автомобиля, с номерным знаком VODKA. Все удовольствие $250 в год, и катайся целый год с, например, розовым знаком PINK, или черно-золотым MAFIA. Много таких заказных знаков с фамилией или именем владельца машины. Наверно можно такой знак подарить и на день рождения.
Пенсионеры и инвалиды передвигаются по городу на специальных электрических машинках – четырехколесных креслах с рулем. Катаются такие «машинки» очень даже бодро – километров 10-12 в час дают, а чтобы все видели, что инвалид едет – за сиденьем, на полутораметровом штыре весело развевается небольшой треугольный, яркий флажок. Причем не раз встречал такие машинки с джойстиковым управлением на которых передвигаются ну совсем инвалиды – парализованные, карлики с ну очень коротенькими ручонками. Достоинство одноэтажного города проявляется и в заботе об инвалидах тоже – пол во всех магазинах и учреждениях почти на уровне с землей, поэтому инвалиды и пенсионеры на своих машинках свободно перемещаются и внутри всех магазинов, библиотек, банков… без посторонней помощи.
Я назвал эту главу “Город потерянных колпаков” вот почему – вдоль всех дорог, на обочинах лежат отвалившиеся декоративные пластмассовые колпаки. Не знаю почему, но их никто не убирает и не подбирает, хотя вполне можно подобрать комплект колпаков под свой автомобиль. Скорее всего, проще купить людям новый комплект, чем подбирать на дороге.
В багажнике моего авто, в нише под запасное колесо, нашлась сумочка с набором инструментов. Сумочка, как сумочка, какую кладут и в России в багажник нового автомобиля. Только одно но – машине почти двадцать лет, а сумочку ни разу не открывали! Все инструменты как новые, ни царапинки, не говоря уже о масле или грязи.
СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА


Hosted by uCoz